Авто-туристическое путешествие в Норвегию летом 2016г. (3668км/12дней)

С чего всё начиналось?
Страна Норвегия была в маловероятных планах, пока сын время от времени не стал говорить о Норвегии, что хотел бы жить там, что нас (родителей) немного насторожило – откуда такая любовь к Норвегии? При расспросах с «пристрастием» выясняется, что он познакомился в интернете с человеком (девочкой), который там якобы живет, и с которым он хотел бы встретиться. Ну, я решил применить демократичную тактику в общении с сыном, а за одно проверить правдивость человека на другом «конце» (волнуемся всё-таки, может там на другом «конце» и не девочка вовсе), сказав сыну (вполне серьёзно), что пусть говорит адрес в Норвегии так как, планируем посетить Норвегию в ближайшее время, раз такое дело, и ещё попросил разузнать, какие места в Норвегии нужно посетить обязательно. Через некоторое время выясняется, что всё-таки девочка, но совсем не из Норвегии и уж думал всё - про Норвегию больше не услышу, но сын сказал, а почему бы нам действительно не съездить в Норвегию и увидеть, как оно там? Я таскал сына всё его детство по водным походам, в Карелию, Беларусь – когда, как его сверстники приезжали с туров по Тайланду, Вьетнаму, Египту и тд., многие не верили его рассказам, где он побывал, я подумал - пусть, так сказать, попробует что-то слегка другое и ответил сыну – «а почему бы и нет? В Норвегию, решено!!!»

И началась подготовка
Кратко:
1. Как/на чём ехать?
Было три варианта, которые включали и самолёты, и аренду авто, но тендер по экономическим и практическим соображениям выиграл вариант ехать на своём авто с паромными переправами.
2. Документы?
Паспорта, страховки, разрешение от второго родителя, визы, гринкарта, доки на авто и снаряжение.
3. Маршрут?
Было много мест, куда хотелось попасть, но не хотелось совершать ошибку многих автотуристов – это большие, длительные перегоны авто и редкие осмотры «попсовых» достопримечательностей в часы пик. Мой выбор пал на западную (центральную) часть Норвегии.
4. С кем ехать?
На двоих получится не дорого, но можно было кого-то "подбить" на эту авантюру…. 4 человека – само то.
5. Где спать?
Предполагались дикие ночёвки в палатках и/или гамаках, а если совсем "грустно" с местами для палаток будет, то планировалось останавливаться в кемпинге за деньги.
6. Что есть и как/где готовить?
Еду покупать в Вильнюсе – почти ни в чём себе не отказывая. Готовить на газе и на походной печке.
7. Что с собой взять, электропитание?
Был составлен список необходимых вещей.
8. Чего хотелось и чего не хватало?
Хотелось хорошей погоды, красивых видов, побольше диких мест, посмотреть фьорды и искупаться в Атлантике.
9. Дороги, километраж, расход, навигация?
Выбирались бесплатные дороги подальше от трасс. Закладывалось проехать около 3500…4000км. На топливо планировалось потратить около 500$
10. Бюджет, чем платить?
Закладывался по 600$ на человека. Оплаты планировались в основном по валютной банковской карточке и немного наличных SEK/NOK/EUR/BYR/USD.

Как оно вышло на практике подробней:
1. Ехали на замечательном автомобиле Suzuki Grand Vitara.

В Швецию попали на пароме Рига-Стокгольм.
Билеты на паром бронировались заранее через компанию http://www.tallinksilja.ru/rigsto-carp
Тип билетов – «автопакет» включал в себя:
Переправу туда и обратно с 1 автомобилем с габаритами (5м*1,9м)
+ 4 пассажира (из них 1 ребёнок 15лет)
+ 4-х местная каюта класса «С» без иллюминатора, но с душем, туалетом, кондиционером и пастельным бельём.

Нюанс если просто бронировать билеты, то цена 565$, а если по-быстрому стать членом клуба (CLUBONE) и войти под своим логином, то цена будет уже 527$ - так что есть смысл….
После регистрации в клубе вам вышлют пластиковую карточку клуба (бронзовую). Далее после всяческих покупок на пароме вы даёте эту карточку на кассе и на неё зачисляются какие-то баллы, после чего у вас будет серебряный статус карточки и разница в цене на билеты (с карточкой/и без) станет ещё внушительней – пример (477$/565$) – опять-таки имеет смысл….

Нюанс с парковкой в Риге. Чтобы не платить деньги (2,6уе в час) за парковку – можно приехать на терминал к парому и стать/оставить свой автомобиль в очереди на заезд на паром – она бесплатная. Если вас не окажется в момент, когда начнут регистрацию на паром – это ничего страшного, вашу машину просто объедут, так делают кто знает. Где очередь – можно спросить у работников терминала.

Нюанс с продажей спиртных напитков на пароме с 19:30…. Также при выезде с парома – очень вероятен контроль водителей на трезвость (один раз все водители, выехавшие с парома, дышали в трубку).

Нюанс с машиной на пароме – к ней доступ закрыт во время всего путешествия на пароме – тщательно продумывайте, что вам необходимо на пароме!

Нюанс – розетки 220В на пароме есть, а в каюте 2розетки – желательно иметь тройник, если нужно подзаряжать много электроники)

Паромы на фьордах не очень дорогие (цена зависит от расстояния). Расписания не смотрели, так как там, где мы переправлялись паромы курсировали каждый час.

2. Про документы
У нас подвергались проверке страховки, само собой визы, гринкарта, техпаспорт. Больше ничего не спрашивали, но мы оформили (на всякий случай) декларацию на нашу надувную лодку.

3. Про маршрут:
Согнефьорд увидеть издали.
Нигардсбреен ледник
Смотровая площадка Danslibba
Гейрангер и его фьорд, прогулка на каяке по фьорду с осмотром водопадов семь сестёр, и подъем на ферму
Орлиная дорога
Дорога троллей
Стена троллей
Атлантическая дорога

4. Долго никого подбивать на эту авантюру не пришлось, так как согласились ехать наши старые друзья Володя и Дина и нас стало четверо.

5. Удалось находить дикие ночёвки с местами для палаток. Для этого нужно было держаться по дальше от населёнки и возделываемых полей, а также частной собственности и попсовых мест паломничества кемперов. Надо сказать, что палатки в «диком» виде мы почти не видели, в основном в платных кемпингах. Координаты стоянок будут даны в конце. Ещё, перед поездкой была изучена спутниковая карта, где помечались места возможно пригодных для дикой ночёвки мест, что иногда помогало. На спутниковой карте было обнаружено место где спит Тролль - тут :)

6. Про продукты и готовку:
В Минске покупались каши и сухой паёк. По опыту туризма, все взвешивалось на весах согласно граммам/норма на человека. Остальные продукты были закуплены в Вильнюсе – чего там только не было. Стоимость продуктов для питания 4-х человек получилась около 222$.
Готовка на газе была довольно удобна. Газа ушло около пяти 250гр баллонов, если бы не печка, то ещё два баллона ушло бы наверно. Газовые баллоны частично везлись из Минска, а частично покупались по не совсем демократичным ценам (5,75$), можно было купить дешевле в магазинах BILTEMA, которые периодически встречались по пути. На заправках газ будет стоить однозначно заметно дороже. Для газовой горелки был сделан ветро-экран из 5л пивного бочонка, что позволило ещё больше сэкономить газ за счёт увеличения КПД горелки.



7. Взятые необходимые вещи:
Одежда:
Шапка- (может пригодится при холодной ночевке)
Походные штаны 2шт
Нижнее бельё/майки 2компл
Запасные носки 2пары
Флисовая кофта и запасной флис (может пригодится при холодной ночевке или при мокрой погоде для смены)
Полотенце
Плавки
Кроссовки и сменная обувь (для подъёма к точкам обзора даже треккинговая обувь не помешает).
Куртки и дождевики (ветровки)

Нужное снаряжение и оборудование:
Палатки
Походные гамаки (мест для любителей гамаков хватает)
Тент (не припомню дня в Норвегии без дождя)
Спальники (на -5 экстрима хватит)
Надувные ковры и подушки
Рюкзак (большой и малый)
Надувной каяк + вёсла + спасжилеты
Аптечка (в основном витамины)
КЛМН (кружка, ложка, миска, нож)
Газовая горелка + походная печка + ветрозащита для горелки.
Котелки 3л/2,2л/1,5л
Туалетные принадлежности
Солнечные очки
Сумка холодильник
Навигаторы гармин дорожный и туристический.
Телефон МТС с роумингом (чисто для смс).
Ноутбук.
Фотоаппарат.

Электропитание:
Электропитание проводилось за счёт бортовой сети авто. Имелось три гнезда прикуривателя 12В, в одно из которых вставлялся преобразователь 12/220В/300W, а в него вставлялся обычный пяти розеточный пилот, что позволяло заряжать весь спектр электронных девайсов и питать постоянные потребители – такие, как сумка холодильник.

8. Уж чего-чего, а видов в Норвегии было много, куда не глянь: горы, водопады, озёра, ледники, снега. Всё чего хотели увидеть – увидели и впечатлились. Немного не хватало хорошей погоды, но не жаловались, так как при посещении объектов погода миловала. Наверно, ещё не хватало походного душа, второго тента (один в лагере, а второй для гамака), и ОООЧЕНЬ не хватало костра!

9. Дороги хорошего качества. Есть платные, но можно и без них. Навигатору, строго настрого запретил вести на платные дороги, автомагистрали, но без них не обошлось. На это случай можно зарегистрироваться на этом сайте http://www.autopass.no/ и привязать там свою банковскую карточку, и тогда можно ехать и почти нигде не платить - если есть линя для AUTOPASS. За первый проезд с вас снимут 300NOK (35$), а потом, если расходов больше не будет, то вернут обратно остаток на карточку через некоторое время. У меня это выглядело как-то так:

На скоростных участках 80км/ч. На серпантинах больше, чем надо не поедешь – страшно ;). Около 70% транспорта на дорогах - это большие кемпинг машины,

 с которыми нужно уметь разъехаться на узких серпантинах – благо у них там продуманы частые расширения дороги для этого и люди, зачастую, заблаговременно останавливаются в такого рода карманах для того, чтобы вас пропустить – не забываем поднять руку благодарности!
Километраж – 3668км
Расходы и статистика по топливу (для Suzuki Grand Vitara 2,4 бензин / механическая коробка):
*Средний расход топлива после расчёта поездки 8,85л/100км – приятно удивило зарубежное топливо, так как расход иногда был ниже 8л/100км.
*Было залито 325литров 95-го бензина
*Было потрачено на топливо 421$
*Средняя цена бензина 1,3$ за литр (Беларусь 0,6/Литва и Латвия 1,1/Швеция 1,5 /Норвегия 1,6)

Навигация – осуществлялась по заранее нарисованному треку в гугл картах, но в навигатор удалось залить только половину (слишком большой для него трек) Поэтому для навигатора желательно заранее составить маршрут желательных точек или сделать несколько небольших треков, а затем выбирать нужные по мере продвижения. Ну, или не париться и положится на карты и выбор навигатора осуществляя постоянный контроль направления и выбора им дорог.

10. Что вышло по бюджету поездки (без учёта виз / амортизация авто не учитывалась принципиально):
Билеты паром 527$
Бензин 421$
Еда 222$
Расходы 194$
Итого 1365$/4чел=341$

Файл по расчету и учёту - расходов (эксел) - есть в конце текста.

Далее кратенький журнал и фотографии о данном путешествии.

24.07 Минск-Паневежис (380км)
25.07 Паневежис – Рига паром (140км)
26.07 Стокгольм-Швеция (387км)
27.07 Швеция-Норвегия (545км)
28.07 Норвегия – ледник Нигардсбреен (250км)
29.07 Гейрангер (135км)
30.07 Днёвка на Гейрангере.
31.07 Орлиная дорога – паром Eidstal-Linge, затем дорога и стена Троллей (186км)
1.08 Атлантическая дорога (353км)
2.08 Норвегия-Швеция (525км)
3.08 Стокгольм-паром (186км)
4.08 Латвия-Литва-Беларусь-Минск (525км)

24.07 Минск-Паневежис (380км)
Из Минска выехали в районе 10:30. Довольно быстро добрались до границы с Литвой. Погранпереход Каменный лог в воскресенье – отнял 4 часа жизни.
Стали на запланированной дикой стоянке около озера после города Паневежис (N55°50'20,17" E24°19'24,85").


25.07 Паневежис – Рига паром (140км)
Утром после завтрака стали ехать в Ригу. Ехали около 2 часов и в 12:30 прибыли в порт (ул. Экспорта 3), где нас уже ждала красавица Изабелл, но посадку на неё ещё не производили, сказали подождать до 14:30. Некоторое время потратили на поиски бесплатной парковки, но тщетно - пришлось заплатить. Затем отправились на прогулку вдоль по набережной.

 


26.07 Стокгольм-Швеция (387км) Несколько раз в Стокгольме свернул не туда – навигатор показывал какую-то чушь. Не смотря на указания навигатора удалось найти нужную дорогу и вырваться из Стокгольма. Ехали дорогами подальше от автомагистралей и трасс. По пути пообедали. Дальше встречалось много симпатичных мест, даже у одного из них захотелось искупаться в озере.
На ночлег стали здесь (N60°10'47,75" E13°21'41,38")



27.07 Швеция-Норвегия (545км)
Границу Швеция-Норвегия, как таковую не заметили, стоял какой-то знак, поменялась дорожная разметка и скоростной режим. Затем Норвегия стала не стесняясь показывать свои горы, водопады, но первый день выдался пасмурным и в большей степени дождливым.

Ехали по 53 дороге – хорошая тренировка серпантинных манёвров. Свернули на 55. Поиск места начали после поворота на 604, которая ведёт к леднику Нигардсбреен. Несколько мест забраковали, а одно оказалось довольно симпатичным, но шумным из-за бурной реки (N61°29'34,60" E7°16'14,70").
Машину оставили на парковке, а сами пошли на полянку у воды с палатками и тентом.

   

28.07 Норвегия – ледник Нигардсбреен (250км)
Стратегически правильным оказалось решение встать пораньше и поехать на ледник, так как к 12:00 парковка у ледника была уже полностью забита кемперами, которые шли по каменистой тропе к леднику. Мы же приехали около 10:00, когда на стоянке было около 10 машин. По дороге к леднику встречается шлагбаум автомат – платили карточкой. Пешая тропа к леднику – не из лёгких – понадобится удобная не скользящая обувь, вода, тёплая одежда, дождевик. На глаз 1,5...2км, но по довольно пересечённой местности. Далее фото и осмотр ледника занял около 2 часов. К леднику удалось подойти слева и потрогать. Довольно удачная экскурсия получилась и с погодой больше повезло, чем в первый день.

Затем, думал посетить так же «вовремя» ещё один ледник завтра, поэтому поехали в сторону FV724 – к леднику Бриксдал и стали искать стоянку поближе. Снова погода мокрила и никак не получалось найти удачное место. С одного, из неудачно выбранных мест, нас попросили удалиться – типа стали на частной собственности, но всё-таки поиски увенчались успехом, и мы нашли место у заброшенного туннеля с отличным видом на ледник, где-то тут (N61°44'59,01" E6°47'28,97"). Машину снова оставили на бесплатной парковке в 300м, где уже стояли чешские коллеги.

     

29.07 Гейрангер (135км)
Утром погода снова дала передышку дождю и мы стали жадно забивать память наших фото и видео девайсов Норвежскими пейзажами.
Посоветовавшись, решили не ехать на очередной ледник, а лучше поехать в Гейрангер, чтобы пораньше забить там место для машины, ну и определиться где ночевать.
Запомнилась очень красивая 258 дорога. Трудно описать словами – это надо видеть (желательно при хорошей погоде). Очень хотелось стать там с палаткой. Именно здесь видели людей с палатками на диких стоянках их выбор места был предельно понятен, не смотря на высоту и прохладу в этих местах.

      
Ещё перед Гейрангером заехали на платную точку обзора Dalsnibba – при хорошей погоде стоит посетить (120NOK). Народу там много, есть сувенирная лавка.


В Гейрангер приехали после обеда к 16:00 – сразу бесплатно запарковали авто (тут N62°06'00,99" E7°11'38,33") и начли поиск, где «кинуть кости». Разведка местности выявила «полку» на горе (тут N62°06'00,74" E7°11'34,81"), где можно разместить одну палатку (скажу сразу место не для искушенных туристов, привыкших к идеально ровным местам) и лес, где можно развесить гамаки. Неровности места прекрасно выравнивал надувной матрас, а также гамаки прекрасно себя чувствовали в небольшом лесном массиве. Далее экскурсия в город. Сувениры стоят дорого, но как же быть в Норвегии и ничего не привезти? В общем, около 100$ было оставлено для сувениров.
 Ужин был с неместной красной икрой. Кстати о местных припасах – есть грибы, есть малина, а вот с рыбой беда. Рыбу не нашли, где продают, а ловить не умеем пока. Воды пресной полно у водопадиков не далеко, если идти по дороге от Гейрангера. Готовимся к днёвке.

    

30.07 Днёвка на Гейрангере.
План днёвки – это конечно же надуть каяк и пройтись на вёслах по часто посещаемым местам – таким как Водопады «Семь сестер», «Жених» и подняться на точку обзора ферма Skagefla.
Перед спуском на воду каяка (вчера) изучали цены на аренду каяка в день.

Оказалось, наш надувной корабль окупился сразу же на 2/3 его цены в сравнении с арендой двуместного каяка на день (почему на день? просто за час или даже 3 часа ты мало что успеешь). Ещё удалось шпионски сфоткать топо-карту, которую давали коммерсы своим клиентам.


И так за вёсла сели я с Володей - и мы на фьорде! Погода ходовая. С отливами и приливами не парились. На воде чувствуешь себя муравьём по отношению со стенами фьорда.

Около 5,5 км и мы подошли к месту откуда видны водопады «Семь сестер» - надо сказать ожидали большего (от водопадов)… Высадились (тут где-то N62°06'38,04" E7°07'08,03") на тропу к Skagefla.

Тут опять-таки набор высоты около 800м по пересечённой местности – подъём не из лёгких, но стоит того! Вид при соответствующей погоде чудесный (как с рекламных картинок).

Затем спуск обратно и снова за вёсла.
Был пик отлива, поэтому по опыту хождения по морям были запримечены чудесного размера мидии, которых нам удалось набрать. Периодически к нам приходили волны от паромов, кораблей и моторок - поэтому надо быть внимательными, чтобы они не застали вас врасплох. Итого наше путешествие по фьорду заняло около 4 часов (каяк взяли не зря). Затем погода стала портиться, но без особого ненастья. К дождям мы уже привыкли и были готовы – выручал тент. После обеда опять распогодилось и сидеть в лагере не хотелось. Решили прогуляться по пешей тропе к смотровой площадке Homlongsaetra 3км – нам показалось, что это будет не трудно, но на деле этих 3км оказались чрезмерно трудны из-за постоянного подъёма по пересечённой каменистой тропе. Выйдя в 18:30 – думали справимся за два часа, но не тут-то было – в районе 20:45 – решили прервать дальнейший подъём, так как очень пугал спуск в сумерки по этим скользким каменюкам, но всё таки до Homlongsaetra мы с сыном дошли, но это того не стоило на мой взгляд. Осторожный спуск и в районе 23:00 мы обсуждали это наше не совсем удавшееся путешествие уже находясь в лагере. Вместо ужина были сварены мидии, которые служили качественной закуской к «испаряющейся» граппе. В общем, днёвка удалась!



31.07 Орлиная дорога – паром Eidstal-Linge и дорога и стена Троллей (186км)
В Гейрангере было хорошо, но надо было двигаться далее. Серпантин Орлиной дороги уже не шокировал, как первый на 258 дороге. Остановились на смотровой площадке Ornesvingen, но на неё желательно попасть пораньше, чтобы не застать час пик там.

Далее туннельчики и небольшие серпантинчики к Eidsdal на паром. Приехали прямо к отравлению парома – оплата на борту. Стоило 163NOK (19$). За пол часа и мы уже на другом берегу фьорда, тогда как я выделял чуть ли не пол дня на переправу. Далее красоты 63-й дороги – часто останавливались для съёмок. И знаменитая дорога Троллей, и стена Троллей, где была тьма народу, что даже останавливаться на смотровой площадке не хотелось. Был запас по времени, поэтому старались останавливаться в красивых местах.

Пообедали и поехали на поиски предполагаемой стоянки.

Опять задождило. Хорошую стоянку (не сразу) нашли на 666 дороге (N62°48'24,43" E8°07'14,46") – замечательно переночевали и походили по лесу. Обнаружили присутствие клещей.

1.08 Атлантическая дорога (353км)
До Атлантической дороги ехали вдоль фьордов по 666, но красивых площадок было не много, так как буйствовала прибрежная растительность. А вот и она - Атлантика.

 Стали на парковке (N63°00'38,63" E7°18'48,39") для съёмок и купания в Атлантике. Вода прохладная – хорошее место для купания было в виде естественного, защищённого от волны бассейна.

Погода снова прояснялась и давала созерцать Атлантический океан в ярких красках. Ещё один паркинг не пропустили у знаменитого моста атлантической дороги.

Затем, считаю зря, поехали на платный туннель в Кристиансуд – была идея побродить по городу, но покружив два раза по его улочкам и не обнаружив бесплатных парковок – решил ехать дальше, тем более, что сувениров у нас уже было предостаточно. Далее долгая дорога по 70-й дороге. Пасмурно, дождь, но как всегда попадается съезд в лес с приличным местом для палаток.



2.08 Норвегия-Швеция (525км)
День северного оленя :). Когда едешь по Норвегии-Швеции – тут и там попадались знаки «олени» «лоси» - уже было привыкли не придавать этому уж очень большого внимания, но на обратной дороге знаки были более чем актуальны. Так как животные то и дело преграждали путь обосновавшись прямо на дороге или переходя её бесстрашной походкой на правах хозяев территории.


В этот день запомнились множество ретро автомобилей, которые ехали (как нам показалось) на фестиваль. Машины ехали не организовано, поэтому время от времени чувствовали себя перенесёнными во времени, так как современные автомобили терялись в множестве ухоженных ретро машинок. Подбирались поближе к Стокгольму и свернули на неприметную дорогу, где через некоторое время нашли место для ночёвки, где снова снимали с себя клещей (2шт). В лесу черники!



3.08 Стокгольм-паром (186км)
И вот, снова он - Стокгольм и красавица Изабелл. Машину кинули в порту и решили прогуляться до центра. Далековато, но для разминки вполне хорошо было пройтись.
На Изабелл пустили нас неожиданно рано, и мы смогли перекусить и наконец-то принять душ. После отправления заметили странную разницу в цене на пиво – упаковка из 24шт по 0,33л. стоила 12евро, а одна банка пива 0,33л 2,5…3евро – пиво сразу перехотелось…. Поужинали икоркой и оставшимися припасами. Потом было время для тех, кто не накупил достаточно сувениров и для тех, кто не насмотрелся на бескрайние просторы Балтики.

4.08 Латвия-Литва-Беларусь-Минск (525км)
По расписанию прибыли в порт. Всех выезжающих с парома тормозила рижская полиция и просила подуть в трубочку – у нас всё в норме. Латвия, Литва, граница 2 часа, закупка в дьюти фри и в Беларусь.

Наша компашка:


 

Точки стоянок и примерный трек (два файла форматов .kml / .gpx) тут
Карта (топо) часть Гейрангера - тут

Файл по перечню и расчёту расходов - тут

 

Видеоклип 7мин.40сек.

      Алексей 13.08.16

 

Туристический клуб
ФАРВАТЕР
 
Ищи маршруты - тут: